Гештальт-терапия в Москве

Основоположником данного направления в психотерапии в 1952 стал Ф. Пёрлз основавший Институт гештальттерапии в Нью-Йорке.

Гештальт —это результат интеграции ряда факторов, присутствующих в данный момент. Фигура, входящая в гештальт, — наиболее это актуальная в данный момент потребность, эмоция и ряд факторов которые смогут ей удовлетворить, а все остальное окружающее всего лишь— фон. Динамика жизни это некий переход основной фигуры в фон и из фона в фигуру по типу «контакт уход».

Ф. Пёрлз уделял огромное значение процессам контакта личности с зонами: внутреннего телесного мира, внешнего мира, а также с зонами психических процессов (миром идей и фантазий). В последствие чего можно сказать основной психотерапевтический механизм при гештальттерапии — это осознание его, и его тренировка в этих зонах. Это именно тренировка механизмов и приобретение навыков сознавания в течение 15-20 минут пребывания в каждой зоне.
Такие тренировки дают возможность пациентам переживать всю ситуацию в целом, в том числе и свое состояние, что помогает не только погрузиться в ситуацию, но и жить в ней в настоящий момент, именно через сознавание.

Погружение в бытие данного момента, а то есть реализация принципов здесь и теперь, поможет избегать возникновения неадекватных и психотравмирующих фигур. Также стоит отметить, что полноте бытия, как правило, мешает тенденция постоянно отвлекающего от настоящей ситуации прошлого, что снижает эффективность переживания действующей ситуации.

Перестройка форм поведения и реагирования в настоящем, является основной задачей гештальттерапии, и именно этот процесс проходит на уровне переживаний (ощущений, переживаний, эмоций). Тренировка способностей воспринимать ситуацию в том виде, в котором она есть, а не по своеобразному шаблону, дает возможность появлению новых свежих эмоций и переживаний, адекватного восприятия всего по механизму непосредственного восприятия, что позволяет видеть окружающий мир и самого себя так сказать, непредвзятым, свежим, познающим взглядом.

Ф. Пёрлз отдает главное значение контакту, а именно самому процессу который происходит на границе нашего «Я» и среды (внешней, телесной и психологической), при этом выделяет ряд следующих типов воздействия:

Слияние — конфлюенция, не выделение себя, а некая принадлежность к чему-то, так сказать сглаживание различия, и связывание себя с одной единой целью, своеобразное «соглашение» не спорить. Данный вид контакта характерен для детей, в то время когда ребенок еще не отделяет себя от окружающей среды, родителей. Но такой вид контакта может сохраняться даже в зрелом возрасте, приобретать патологические формы и требовать специальной работы.

Интроекция — восприятие всего окружающего без личностной переработки (как маленький ребенок, младенец который глотает все, что ему дают), является неким способом заимствования чужого опыта, в то время когда зрелый человек просто обязан прорабатывать всю поступающую ему информацию. Данный вид контакта приводить только к усвоению чужих, ненужных и порой вредных типов поведения и форм эмоционального реагирования. В данном случае граница контекста переносится внутрь человека.

Проекция — отдаление от самого себя неприемлемых мыслей, желаний и свойств, а также приписывание их к другим людям, так сказать перекладывание на них ответственности за свои собственные поступки. Зачастую люди с данным видом контакта очень часто употребляют местоимение «они вместо своего собственного я», что можно сравнивать с неспособностью к самоидентификации.

Ретрофлексия — в данном случае индивид направляет на себя, то что хотел бы сделать другому, или же хотел получить от окружающих. К примеру, агрессивность по отношению к себе. При ретрофлексии, как правило, изменяется направленность реакции: вместо к среде направленность к себе.

Дифлексия — это уклонение, так сказать некие приемы ухода от контактов с со средой, в свою очередь изоляция это крайняя выраженность ухода.

Все выше описанные приемы техники сознавания, и их тренировки призваны устранить данные патологические формы контакта и восстановить естественные, непосредственные контакты со средой, свободное взаимодействие со средой, при этом привлекая внутренние саморегулирующие механизмы, то есть свое собственное «Я» без блокирования процесса сознавания.

 

Гештальт-терапия в Москве